
Род Тенишевых, ведущий свое проис-
хождение от татарского мурзы Тениш Ку-
гушева, известен с XVI столетия. В грамо-
тах Великого князя Василия Ивановича от 9
марта 1528 г. и царя Иоанна Васильевича
от 19 марта 1554 г. он и его сын называ-
ются князьями. В дальнейшем их потомки
во всех царских жалованных грамотах, слу-
жебных и других официальных документах
тоже именовались князьями. Генерал-майор
Николай Иванович Тенишев (1798-1862),
представлявший Министерство путей сооб-
щения в Царстве Польском, имел большую
семью (7 дочерей и 2 сыновей), но неболь-
шое поместье. Младший Вячеслав, родив-
шийся в Варшаве в 1844 году, отказался
от своей доли наследства в пользу сестер и
начал службу на железной дороге техником
с окладом 50 рублей в месяц. Огромноесостояние, которое
после его смерти
оценивалось в 1, 4
миллиона рублей, он
заработал собствен-
ным трудом.
По свидетель-
ству современников,
Вячеслав Николае-
вич, имевший хо-
рошее инженерно-
т е х н и ч е с к о е
образование, «увле-
ченно строил же-
лезные дороги, мо-
сты, станционные
сооружения», а в
начале 1870-х годов
это было необыкно-
венно прибыльное
дело. Князь Мещер-
ский так описывает
«железнодорожную
лихорадку», охватив-
шую все слои обще-
ства: «Министерство
путей сообщения было главным пунктом, где сосредоточилась вакханалия
строительной горячки во всем ее разгаре. Уже произносились имена желез-
нодорожных Монтекристо, вчера нищих, а сегодня миллионеров…. Средним
числом концессии выдавались по такой цене за версту, что в карман входило
до 50 тысяч с каждой. А 500-600 верст составляли капиталы в 25-30 мил-
лионов рублей». В качестве примера подобного быстрого обогащения мож-
но привести «кожинское дело». Липецкий уездный предводитель дворянства
Тамбовской губернии Кожин, используя подкуп, угрозы и спаивание крестьян,
скупил за бесценок их богатые рудой земли, которые затем перепродал Русско-
Бельгийскому обществу, заработал при этом почти 2 млн. рублей и стал од-
ним из директоров компании. Не меньшую прибыль приносили биржевые и
банковские махинации. Так, генерал-адъютант кн. В.И. Васильчиков, князьяС.В. Кочубей, Л.Л. Голицын, В.Н. Тенишев и другие титулованные лица ока-
зались замешанными в скандалах, связанных с подрядами на строительство
крупных оборонных предприятий — Юзовского, Брянского, Выксунского заво-
дов. Газеты пошумели, в обществе поговорили, но судебного разбирательства
не было, и вскоре все забылось. Это была достаточно типичная ситуация.
Для получения выгодных государствен-
ных заказов создавались акционерные
общества, в число учредителей кото-
рых вводились представители лучших
дворянских фамилий и высшего чинов-
ничества, имевшие влияние в прави-
тельстве и при дворе. Князь Тенишев,
умный, широко образованный, пред-
приимчивый и энергичный, тоже об-
ладал нужными связями. Долгие годы
его личным другом был министр пу-
тей сообщения (1889-1892), финансов
(1892-1903), а затем председатель Каби-
нета министров (1903-1906) граф С.Ю.
Витте (1849-1915). В судьбах и характерах этих людей было много общего:
оба происходили из старинных, но обедневших дворянских родов, получили
университетское образование, и, начав свою карьеру с рядовых должностей,
быстро продвинулись по служебной лестнице. Например, Сергей Юльевич
прошел путь от кассира управления Одесской железной дороги до начальника
станции всего за полгода.
Вячеслав Николаевич, заработав первоначальный капитал на железно-
дорожных подрядах, переместил свои финансовые интересы в другую сферу.
Он стал организатором и председателем акционерного общества Брянских
металлургических и Путиловского заводов, участвовал в создании первых
автомобильных и электрических производств, в Орловской губернии завел
лесопильни и конезаводы, где выращивались породистые рысаки. Современ-
ники называли князя Тенишева «русским американцем», поражаясь размаху
его разнообразной деятельности. Особое внимание он уделял точным наукам,
в то же время почти профессионально занимался археологией и этнографией,
прекрасно играл на виолончели, даже закончил консерваторию. Управляя це-
лой промышленной империей, написал две совершенно разные книги: «Ма-
тематическое образование и его значение» (1886), «Деятельность животных»
(1889). Длительное время собирал материалы для фундаментального труда«Русская народная медицина», вышедшего свет в 1903 году уже после кон-
чины автора. Сам князь любил повторять, что «мыслящему человеку хватает
времени и на дела, и на увлечения».