Парфюмерный эксперт Матвей Юдов объясняет, что такое экоароматы и как тренд ответственного потребления влияет на содержимое флаконов.
Натуральный мускус (экстракт выделений мускусных желез кабарги, забавного парнокопытного с большими клыками) всегда был редким и дорогим ингредиентом — поэтому уже в конце XIX века ему на смену пришли искусственные вещества с мускусным запахом. В первой половине XX столетия так называемые нитромускусы практически вытеснили кабаргу из парфюмерии, но тут выяснилось, что они могут негативно влиять на здоровье, поэтому к середине века отказались и от них.
Примерно 15 лет потратила американская компания IFF на поиски замены и в 1965 году выпустила галаксолид — абсолютно нетоксичный, химически стабильный и недорогой. Галаксолид обладает водоотталкивающими свойствами и прочно сцепляется с тканью — именно поэтому его стали активно использовать в отдушках для стиральных порошков, шампуней и т. д. Вскоре новое поколение мускусов завоевало 95 % рынка. И все бы хорошо, но оказалось, что галаксолид не склонен разлагаться: попадая в окружающую среду, он годами накапливается в океанической воде в неизменном виде. Зеленые забили тревогу.
Любой экотренд — повод повысить цену продукта. Но, с другой стороны, выбор «зеленых» духов — не это ли первый шаг к ответственному потреблению?
Так, может, следует использовать только натуральные парфюмерные ингредиенты? Но и с ними не все радужно. Производство так называемых абсолютов (душистых материалов, получаемых ступенчатой экстракцией) — довольно грязная в экологическом плане процедура: в процессе образуются токсичные побочные продукты. А от бензола, который позволял получить материалы исключительного парфюмерного качества, вообще пришлось отказаться — слишком ядовит. Я уж не говорю о том, что добыча востребованных парфюмерных материалов часто носит попросту варварский характер: сандал в Индии до сих пор под угрозой исчезновения, а упомянутая выше кабарга теперь находится под охраной международной конвенции CITES.
Бренд Mugler переходит на свекольный спирт: альтернативное сырье позволит сохранить экобаланс. Первая экопартия — ароматы из коллекции Les Exceptions.
В производстве синтетических душистых веществ тоже пересматривают подходы. Крупные корпорации работают, соблюдая принципы «зеленой химии», сформулированные в 1990-е, — в первую очередь это предполагает отбор исходных материалов и путей синтеза, исключающих использование вредных веществ. Еще одна активно развивающаяся экотехнология — использование микроорганизмов или ферментов для синтеза различных соединений. Так, специально выведенные культуры дрожжей, питаясь углеводным субстратом, могут производить не только спирт, но и другие вещества, в том числе душистые. А некоторые бренды вообще считают, что в парфюмерии спирт не нужен. Так, германская компания Symrise запатентовала технологию Innoscent, где в качестве растворителя применяется «уникальная комбинация материалов» (пока что на нее имеет право только марка Hermetica).
Hermetica первой сделала все свои ароматы бесспиртовыми. Вместо спирта — эмульсионная основа, похожая на легкий лосьон для тела (ароматы можно смело наносить даже на солнце). В коллекции 16 композиций, объединенных вокруг базовой древесно-цитрусовой Source1.
В масштабах планеты все это, конечно, похоже на игру в охрану природы. Более того, любой экотренд — повод повысить цену продукта, что нам не очень-то нравится. Но, с другой стороны, выбор «зеленых» духов — не это ли первый шаг к ответственному потреблению?
Компания Mane все ароматические и вкусоароматические вещества производит в соответствии с принципами «зеленой химии». Именно ее «носы» Ральф Швигер и Матильда Бижауи придумали эти ароматы:
Фото: Getty Images