20.04.2025

Вода в косметике: как она помогает и почему это действительно важно

Какой ингредиент стоит на первом месте в составе почти любого косметического средства? Aqua. Вода — главный компонент косметики, и сейчас мы расскажем о ней все самое важное.

Сухие цифры: сыворотки и кремы состоят из воды на 40–70 %, тоники и мицеллярная вода содержат и вовсе до 98 % H2O — а мы не обращаем на нее практически никакого внимания. Вернее, не обращали.

Обычная

По умолчанию в косметике используется самая обыкновенная, но тщательно очищенная вода. Избавленная от грязи, примесей, микроорганизмов и большинства солей, она выполняет свою базовую функцию — служит растворителем.

«Такая вода применяется и в фармацевтической промышленности, так что никаких претензий к ней быть не может, — говорит Адэль Мифтахова, петрофизик, блогер, соавтор книги «Нормально о косметике». — Вопрос лишь в том, что с точки зрения пользы для кожи она абсолютна инертна».

То есть не вредит — но и пользы не приносит. Именно поэтому одни производители ищут дополнительные бонусы в термальных и прочих природных источниках, а другие — изобретают воду заново. Сегодня среди ингредиентов можно встретить и «клеточную» воду (по составу она напоминает межклеточную жидкость и, по идее, должна восприниматься организмом как «родная»), и «растительную» (например, березовый­ сок).

Родниковая

К слову, березовый сок в линии Nordic Hydra [Lähde] ­— важное, но не единственное ноу-хау бренда Lumene. Если вода в косметике — ключевой ингредиент, то и подбирать ее нужно с такой же тщательностью, как и другие компоненты. Так решили в компании и в 2015 году запустили проект замены простой воды в составе средств на родниковую.

«Использовать природные ресурсы Финляндии по максимуму — это, как говорится, ДНК нашего­ бренда. А тут еще и исследования подтвердили, что pH воды в одном из источников в Лапландии близок к pH кожи, — рассказывает Тиина Исоханни, вице-президент по научным разработкам и развитию Lumene, и уточняет, что, хотя бренд и назван в честь финского озера Луммене, воду для производства черпают совсем не из него. — Родниковая вода естественным образом фильтруется, проходя через слои песка и гравия. Но главное — в ней низкое содержание фосфатов, нитратов и сульфатов и минимум минералов. В результате она эффективно увлажняет кожу­ и транспортирует ингредиенты — в этом ее отличие от воды с высоким содержанием минералов или высоким pH, которая может сушить кожу и вступать в ненужную реакцию с другими компонентами»­.

Термальная

Термальная вода — это уже не просто безвольный растворитель, это настоящее активное вещество. Среди ее полезных свойств — и успокаивающий эффект, и ранозаживляющий, и даже иммуномодулирующий. Однако воспользоваться этими преимуществами дано лишь избранным производителям: при долгой транспортировке термальная вода теряет большинство своих свойств, поэтому используют ее только те марки, которые обосновались в непосредственной близости от сырья (так, от завода Vichy до термального источника — всего четыре­ километра, час неспешной прогулки). Чтобы самостоятельно понять, какой бренд вам больше подходит, почитайте, на каких проблемах специализируются­ в здравницах одноименных бальнеологических курортов. И в ­любом случае будьте уверены: термальная вода = мега­увлажнение. Недаром компания Vichy в прошлом году представила сыворотку, которая на 89 % состоит именно из термальной воды, а в этом — дополнит линию увлажняющими ­каплями для глаз.

Без воды

В мире набирает обороты тренд на безводную косметику.

«Смысл его прост: на планете и так мало питьевой воды, и плохо, что мы, люди из развитых стран, используем ее в косметике, — объясняет Адэль Мифтахова. — В ответ на зарождающийся спрос производители начали делать косметику без воды — речь о пудровых текстурах, восках, маслах. Но если бы все было так просто! Тонны воды расходуются прежде всего при производстве косметики — например, для охлаждения и мытья оборудования. А также при ее использовании, когда вы, например, подолгу не закрываете кран, смывая маску».

По сравнению с этим объем воды, который содержится непосредственно в косметических средствах, — капля в море, и нет никакого экологического смысла в том, чтобы выбирать именно «безводный» крем. А вот сокращение расхода воды на производстве — дело полезное, и косметические компании по всему миру активно движутся в сторону dry factory, «сухих заводов» (концерн L’Oréal, например, за последн
ие восемь лет уменьшил расход воды на своем российском заводе на 79 %). И да, не задерживайтесь надолго под душем, если словосочетание «ответственное потребление» для вас не пустой звук.

**Аллергия на воду. Что?!


«Аквагенная крапивница, когда при контакте с водой возникают зуд, покраснения и даже волдыри, — крайне редкое заболевание, — успокаивает Екатерина Турубара, медицинский эксперт Vichy. — Обычно специалисты связывают ее с присутствием в воде микропримесей или с наличием на коже человека веществ, с которыми она вступает в реакцию».

Хорошая новость: вода в составе косметики вряд ли может стать причиной аллергии — слишком уж исключительного она качества. Новость похуже: а вот водопроводная — может. Вам кажется, что вода вызывает раздражение? Во-первых, измените уход — начните с деликатных очищающих средств без щелочных ингредиентов. Во-вторых, снизьте температуру в кране: для ухода за кожей (особенно чувствительной) подходит только теплая вода. Радикальная мера — установить дома фильтр, особенно если известно, что водопровод в вашем регионе так себе.

«Кстати, корейские компании начали выпускать насадки для душа со специальным фильтром, который делает воду деликатнее», — добавляет Адэль Мифтахова.